"Да! Будет жизнь!"

                Фестиваль социальной рекламы
            в защиту жизни и семьи «Ладошка»

          Эксперты обсудили необходимость законодательной защиты жизни нерождённых детей

Жизнь, зародившаяся в материнской утробе – это чудо, уверены участники пресс-конференции "Право на жизнь до рождения", которая во второй половине ноября состоялась в столице Беларуси – Минске. 
В приходе иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" собрались священнослужители, представители СМИ и приходов, занимающиеся просветительской деятельностью в защиту жизни и семьи, чтобы обсудить современную ситуацию в международном правовом поле в отношении защиты человеческой жизни до момента рождения. Также форум был приурочен к скорбной дате легализации абортов в Советской России - 18 ноября 1920 года.
 
Пресс-конференция прошла в рамках Свято-Михайловских дней, посвящённых празднованию дня памяти Архистратига Божия Михаила – 21 ноября – и отмечаемых в России, Беларуси, Украине, Сербии и других странах как дни совместных выступлений различных общественных движений и организаций, деятельность которых направлена на защиту жизни человека до рождения и утверждение традиционных семейных ценностей.
 
В форуме приняли участие:
 
- протоиерей Павел Сердюк, председатель Синодальной комиссии Белорусской Православной Церкви по вопросам семьи, защиты материнства и детства, настоятель прихода храма святителя Николая Японского города Минска;
 
- протоиерей Алексей Климов, клирик минского прихода в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", духовник волонтёрского отряда в защиту жизни нерождённых детей "Элейсон";
 
- Машко Наталья Викторовна, юрист частной практики (Минск), занимающаяся вопросами международно-юридической защиты права на жизнь;
 
- Козловская Ирина Олеговна, врач акушер-гинеколог УЗ "Логойская районная центральная больница";
 
- Царева Светлана Николаевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры акушерства и гинекологии БГМУ;
 
- Ярошевич Наталья Анатольевна, руководитель республиканского проекта по формированию семейных ценностей и осознанного родительства "София", начальник отдела молодёжных программ и проектов управления воспитательной работы с молодёжью БГУ;
 
- Ярошевич Елена Ивановна, педагог, методист, лектор, куратор передвижных выставок Благотворительного фонда Преподобной Евфросинии Полоцкой.
 
Открывая пресс-конференцию, протоиерей Алексей Климов отметил, что жизнь человека, согласно учению Церкви и многих авторитетных учёных, начинается с момента зачатия. Нерождённые дети, погибающие в результате абортов, нуждаются в нашей защите. Они безмолвны и беззащитны, но мы не можем и не должны молчать.
 
Юрист Машко Наталья Викторовна рассказала присутствующим журналистам о том, что в сентябре этого года, выступая на генеральной ассамблее ООН, Президент США заявил: "Как и многие страны, представленные здесь сегодня, мы в Америке верим, что все рожденные и нерождённые дети являются священным даром от Бога".
 
Говоря о международном праве, Наталья Викторовна отметила, что Декларация и Конвенция о правах ребёнка не содержат чётких формулировок о том, с какого момента возникает право на жизнь и, соответственно, начинается его защита. Однако в данных документах подчёркивается, что "ребёнок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения".
 
Европейская конвенция прав человека также не даёт ответа на этот вопрос. А вот Американская конвенция о правах человека как раз содержит норму и провозглашает "право на уважение жизни человека, как правило, с момента зачатия". Возможно, именно поэтому в США довольно жесткие нормы в отношении абортов: если в 2006 году ограничения на аборты существовали в двух штатах, то в 2017-м —уже в 29.
 
В Европейских странах законодательство весьма разнится – от практически полного запрета в Польше до возможности провести по желанию женщины аборт — до 12 недель беременности, а по медицинским показаниям – на любом сроке.
 
Заочное участие в пресс-конференции приняла и Свентуховская Надежда Сергеевна, врач акушер-гинеколог, юрист минского медицинского центра "Медикус", которая в интервью изданию StatusPraesens рассказала о правовой защите жизни ребёнка в Беларуси до его рождения.
 
Конституция Республики Беларусь декларирует, что "каждый имеет право на жизнь", но не уточняет, с какого момента, тогда как в РФ основные права и свободы "принадлежат каждому от рождения". Более того, в Гражданском кодексе РБ указано, что наследниками могут быть граждане, "зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства", а в случае смерти кормильца право на возмещение вреда имеет даже ребёнок, родившийся после этого. А поскольку у плода есть права, логично предположить, что он — не просто часть материнского организма.
 
Согласно Закону РБ "О здравоохранении", искусственное прерывание беременности без медицинских показаний формально вообще не попадает под определение медицинских вмешательств. Их проводят только при оказании медицинской помощи, а она в свою очередь направлена "на сохранение, укрепление и восстановление здоровья…" и включает "медицинскую профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию и протезирование". Вряд ли кто-то скажет, что аборт по желанию женщины (особенно хирургический) укрепляет её здоровье…
 
Приказ Минздрава РБ о критериях живорождения был подписан ещё
 
в 1993 году и с тех пор ни разу не менялся — всё полностью соответствует МКБ. В частности, должен быть как минимум один из признаков жизни: дыхание, сердцебиение, пульсация пуповины или произвольные движения мускулатуры — независимо от того, перерезана ли пуповина и отделилась ли плацента. Считается, что продукт зачатия может быть живорождённым на любом сроке гестации и, следовательно, обладает правом на медицинскую помощь.
 
Раньше правом на жизнь обладал лишь продукт зачатия с массой тела от 500 г — в противном случае он не подлежал выхаживанию даже при наличии признаков жизни. Нужно учитывать, что в приказе указано, что он утверждён в целях соблюдения Конвенции о правах ребёнка, преамбула к которой гласит: "Ребёнок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту… как до, так и после рождения". Таким образом, в РБ законодательно закреплена юридическая защита плода, а право на жизнь признаётся за всеми, у кого есть признаки живорождения. А значит, врач будет обязан проводить реанимацию независимо от срока гестации…
 
Реанимационные мероприятия должны быть проведены при выполнении единственного условия — при наличии признаков живорождения. Специальной нормы о необходимости получать информированное согласие на реанимацию в РБ нет — она рассматривается как часть комплекса медицинских услуг (сложного медицинского вмешательства) пациенту, находящемуся в критическом для жизни состоянии.
 
А вот для него установлено обязательное требование — предварительное письменное согласие законных представителей (одного из родителей, усыновителей, опекунов, попечителей). Если ситуация срочная (в отличие от России, где есть экстренная и неотложная помощь, в РБ используют только один термин — "неотложная") и законных представителей нет (или установить их местонахождение невозможно), решение принимает врачебный консилиум (при невозможности его проведения — лечащий врач). И всё это, конечно, действует в отношении глубоконедоношенных. Кодекс РБ "О браке и семье" гласит: "Ребёнок имеет право на особую, преимущественную и первоочёредную заботу как со стороны родителей, так и со стороны государства. Государство гарантирует защиту прав ребёнка как до, так и после рождения". И право на охрану здоровья — одно из таких прав. Поэтому в 2010 году Минздрав РБ специально выпустил письмо, где разъяснил, как действовать медицинскому работнику в случае отказа законных представителей от реанимации недоношенного. В частности, сказано, что при письменном отказе законных представителей от сложного медицинского вмешательства ребёнку, находящемуся в опасном для жизни и здоровья состоянии, врач обязан проводить реанимационные мероприятия.
 
Администрация организации здравоохранения должна немедленно сообщить об имеющемся отказе в комиссию по делам несовершеннолетних. Кроме того, необходимо обеспечить привлечение всех структур, уполномоченных в соответствии с законодательством РБ выявлять несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите. А законные представители могу быть привлечены к уголовной ответственности, например, по ст. 159 "Оставление в опасности" Уголовного кодекса РБ.
 
Таким образом, в Беларуси законодательно закреплена защита плода, а право на жизнь признаётся за всеми, у кого есть признаки живорождения.
 
Однако возникает парадоксальная ситуация: врач обязан спасать недоношенного ребёнка на любом сроки гестации, если этот ребенок "желанный", и в то же время врач не обязан спасать ребёнка и имеет право осуществить аборт, если ребенок "нежеланный".
 
Ирина Олеговна Козловская, врач акушер-гинеколог УЗ "Логойская районная центральная больница, в своём выступлении ещё раз обратила внимание прессы на то, что аборт никак нельзя отнести к процессу оказания медицинской помощи, учитывая разрушительные последствия этой процедуры как для здоровья матери, так и для жизни ребёнка. Согласно нашему законодательству, аборт попадает под определение "оказание медицинских услуг". Государственные учреждения здравоохранения могут выполнять медицинские услуги, а могут и не выполнять… Примечательно, что на конкурсе "Женщина года" Ирина Козловская победила в номинации "Спасая жизни". Как только были приняты поправки в Закон "О здравоохранении", разрешающие врачу отказаться от проведения искусственного прерывания беременности, она первой написала заявление. Вскоре Логойск стал единственным в Беларуси городом без абортов. Аборты здесь проводят только по медицинским или социальным показаниям.
 
Кандидат медицинских наук Царева Светлана Николаевна присутствовала на пресс-конференции вместе со своими учениками, студентами БГМУ – будущими врачами акушер-гинекологами. Светлана Николаевна подробно и аргументированно рассказала о том, что аборт крайне негативно сказывается на здоровье женщины – как физическом, так и психологическом. Также преподаватель отметила, что в настоящее время престиж специальности врача акушер-гинеколога заметно снижается, так как все большее количество людей начинает понимать, что аборт – это убийство, грех.
 
Протоиерей Павел Сердюк, председатель Синодальной комиссии Белорусской Православной Церкви по вопросам семьи, защиты материнства и детства, высказал мнение о том, что Церковь Христова по примеру Спасителя призвана не столько бороться с несправедливостью в окружающем мире, сколько созидать внутри себя настоящую христианскую жизнь. Если сами христиане будут иметь крепкие, многодетные семьи, неосквернённые грехом детоубийства, то это будет служить примером и для тех, кто к Церкви не принадлежит.
 
Развивая далее тему о воспитании морального запрета на аборт, следующие участники пресс-конференции делились своим опытом просветительской работы с молодёжью.
 
Ярошевич Наталья Анатольевна, руководитель республиканского проекта по формированию семейных ценностей и осознанного родительства "София", презентовала в своём выступлении просветительскую работу среди студенческой молодёжи БГУ и других вузов Беларуси. Примечательно, что с лекциями в данном образовательном проекте выступают специально подготовленные студенты – по принципу "равный обучает равного".
 
Ярошевич Елена Ивановна, педагог, методист, лектор, куратор передвижных выставок Благотворительного фонда Преподобной Евфросинии Полоцкой, поделилась своим уникальным опытом работы со школьниками и учащимися средних специальных учебных заведений по методике проведения интерактивных занятий, направленных на формирование у детей, подростков и молодёжи традиционных семейных ценностей и осознание ценности как своей личной жизни, так и жизни каждого человека – как до рождения, так и после рождения.
 
Организаторы пресс-конференции выражают надежду на то, что просветительская деятельность в защиту жизни и традиционной семьи может послужить формированию в обществе бережного отношения к каждой человеческой жизни с самого начала её возникновения – с момента зачатия.

/sobor.by/